Водный кодекс РФ для собственников участков

Водное законодательство России – относительно «юное» направление в сфере законодательства, существующее менее века. В сравнении, например, с земельным законодательством.

 

В ряде зарубежных европейских стран (Великобритания, Испания, Германия, Франция) водное законодательство возникло в середине XIX века и достигло весьма высокого совершенства. В этих странах налажены гибкие и эффективные, а главное,- результативные методы управления водным хозяйством, охраны водных объектов и природных водных ресурсов. В частности, в разработке требований по охране береговых зон при застройке и ином их хозяйственном использовании. Отличительной особенностью европейского водного законодательства и водного законодательства Северной Америки от российского заключается в том, что помимо общих законов в области водных отношений, принимались и специальные законы. В США , например, названия федеральных «водных» законов звучат так : «О реках и бухтах»(1999г.), «О диких и красивых реках» (1968г.), «Об управлении береговой зоной»(1972 г.), Закон «О чистой воде» (1977 г.) и др.

В настоящий период времени (2009 год) Водные Кодексы среди ведущих государств мира действуют только в Российской Федерации и в Китайской Народной Республике. А в регионах России Водный Кодекс принят только в Республике Башкортостан.

Новый Водный кодекс РФ (от 03.06.2006 N 74-ФЗ) вступил в силу с 01.01.2007)... в определённой мере отражает значимость водных объектов для жизни и деятельности граждан России значимость самих водных объектов как среды обитания биологических и растительных ресурсов.

Сам по себе Водный кодекс не может никаким образом влиять на изменение - улучшение или ухудшение обстановки. Все сводится к формированию способа защиты и возможности использования водного объекта, к тому, как исполняются и какие механизмы задействованы для исполнения того или иного закона.

Старый вариант Водного кодекса был принят еще в октябре 1995г., то есть практически почти за 10 лет до принятия нового. В свое время он был достаточно прогрессивным. И все же за десятилетие его действия произошли очень серьезные нарушения, связанные с водными объектами. За эти годы застроились водоохранные зоны вокруг водных объектов, продолжалось использование и загрязнение водных ресурсов, водопользование не стало адекватным тому, что планировалось , хотя закон в 1995г. был принят не плохой. И с этих позиций можно говорить о том, что новый Водный кодекс не является революционным. Вообще говоря, в использовании водных ресурсов революция недопустима. Это - историческая традиция по использованию воды. В стране у нас много рек, озер , и само по себе введение Водного кодекса не изменит ситуацию по резкому изменению в отношении их использования и защиты . Очередной Водный Кодекс может быть лишь предпосылкой к тому, чтобы ситуацию улучшить.

Серьёзной проблемой, с которой приходится сталкиваться многим собственникам земельных участков, где есть те или иные водные объекты или участков , находящихся вблизи каких-либо водоёмов, остаётся возможность использования своих участков с ручьями, небольшими речками, прудами, озёрами или воспользоваться близостью этих замечательных творений природы. В большинстве случаев они «натыкаются» на запрет органов властей – отделов по архитектуре администраций, «Роспотребнадзора», экологических органов и ряда других при попытке решить вопрос застройки своих земельных владений.

Связано это, в частности, с таким «родным и обычным» российским явлением, как «забывчивость» государственных органов о своевременном и должном информировании каждого собственника или пользователя земельного участка, например, об установлении водоохраной зоны в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.01.2009 № 17 («Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов»), об изменениях границ водоохранных зон и границ прибрежно-защитных полос, о введении в связи с этим особых условий пользования такими земельными участками. В тех регионах, где раньше проводилась работа по выделению водоохранных зон, новые собственники земель, как правило, уведомлялись о наличии таких зон и необходимости соблюдения в них водоохранного режима.

Зачастую работа по выделению этих зон на местности порой не выполнялась. Границы фермерских владений и иных земельных участков не всегда отбивались в натуре, не всегда они отмечались и на земельных планах. В результате , немало земельных объектов «неожиданно» для их собственников оказались в водоохранных зонах, хотя пользование ими велось, как говорится, испокон веков. Итогом такого «стечения обстоятельств» для собственников и пользователей земельных участков стали сложности развития своих земельных территорий в плане застройки. А «искусственная древность» документации на земельные объекты создала проблемы по сделкам с ними. Государство, не обеспечившее в своё время предоставление каждому собственнику, арендатору квалифицированной документации на земельный объект, сегодня поставило каждого собственника или арендатора земельного участка перед «очередной необходимостью « уточнения местоположений участков» отбивки на местности их границ … со всеми вытекающими финансовыми поборами (Федеральный закон от 18 июня 2001 г. "О землеустройстве"). Вот почему, получив в Кадастровой палате Выписку из кадастрового плана земельного участка, собственники вынуждены оправиться на поиски геодезической землеустроительной организации для «поправки строки в кадастровом плане »: местоположение участка не определено, уточнение площади по результатам межевания». Тем более, что государству требуются ещё и уточнения площадей участков в связи с изменяющимися требованиями по охране водных объектов.

Нормы водного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ и иного федерального законодательства всё-таки должны быть нацелены на то, чтобы свести указанные промахи к минимуму.

Нужно отметить, что новый Водный Кодекс РФ в какой-то мере отличается большей мягкостью в сравнении с предыдущим: ширина водоохранных зон уменьшена, равно как и ширина  прибрежно - защитных полос, но с дополнительными ограничениями хозяйственной и иной деятельности. Связано это как с реальной ситуацией сокращения рекреационных возможностей населения, так и с начавшейся приватизацией земель, расположенных вдоль водоемов. Тем не менее, не обошлось и в этом вопросе без массовых нарушений земельного, водного, земельного иного законодательства. В частности, только в Московской области прокуратурой предъявлены в суды десятки исков о незаконном использовании земель вокруг водоемов и нарушении режимов водоохранных зон и защитных прибрежных полос. Иски удовлетворены, и исполнением судебных решений занимается Служба судебных приставов.

Новым водным законодательством введён порядок, по которому выделение земель в водоохранных зонах поставлено под контроль государственных органов. Это касается не только сельскохозяйственных земель и земель, передаваемых в частную собственность, но и любых отводов земель, если в их составе есть водоохранные зоны. Сделано это с целью предотвращения загрязнения водных объектов, а также с задачей "сохранения среды обитания водных биологических ресурсов", то есть животных и растений. В частности, передача земли в частную собственность или иную форму владения не лишает государства права устанавливать ограничения в ее использовании в интересах охраны природы, памятников культуры, в целях соблюдения прав и законных интересов третьих лиц, а также в экстремальных ситуациях (см. ст. 13, 22, 41 и др. Водного Кодекса, ст.1 Гражданского кодекса РФ).

Собственникам и пользователям земельных участков, на территории которых или вблизи которых есть водные объекты нужно знать, что для уточнения размеров водоохранных зон и прибрежно-защитных полос «своих» водных объектов, возможности их использования, скажем, в плане застройки, нужно обратиться к землеустроителю поселения, в районный (городской) отдел по архитектуре. Именно здесь они могут получить необходимую информацию для правильного планирования своих задач.

Найти недвижимость

Вход



  • Сопровождение сделок
  • Подготовка документов
  • Вступление в наследство
  • Представительство в суде
  • Электрификация
  • Газификация
  • Благоустройство

г.Александров
Владимирская обл.
Красный переулок, д.13
Офисный центр, офис №8

  • +7 920-941-6497